Возврат
ТелекомПерсона

      июль 2005 г.


Успех "СтримТВ" зависит от маркетинга и тарифной политики


В последний день июня французский концерн Alcatel провел для своих партнеров из стран СНГ семинар "Время широкополосных решений". Alcatel является признанным лидером на мировом рынке широкополосного доступа. В частности, по данным известной исследовательской фирмы Dell'Oro Group, совокупная доля Alcatel на нем возросла до 37,8%. На сегодняшний день концерн поставил на мировой рынок операторское DSL-оборудование общей емкостью более 62 млн. портов. Широкополосные решения Alcatel применяют более чем 120 операторов по всему миру.

В ходе семинара представители ряда операторов из России и других стран Европы поделились своим опытом внедрения решений Alcatel в области широкополосного доступа и предоставления мультимедийных слуг. В частности, исполнительный директор холдинга "Система Масс-медиа" Виталий Шуб рассказал о сотрудничестве с Alcatel по созданию платформы доставки и предоставления мультимедийных услуг, которая была запущена в коммерческую эксплуатацию в мае нынешнего года. До этого в течение года компания "Система Мультимедиа" (дочернее предприятие холдинга) оттестировала, а затем установила мощные центры концентрации и дистрибуции контента. Было инсталлировано оборудование, которое позволяет принимать и агрегировать большое количество телевизионных каналов, унифицировать их в едином IP-формате, вводить в транспортную сеть МГТС и предоставлять в режиме IP multicast абонентам ADSL-сервиса "Стрим" компании "МТУ-Интел". "Система Мультимедиа" (СММ) осуществляет централизованный контроль доставки и потребления контента с помощью системы предоставления и управления услугами производства Alcatel. Компания транслирует порядка 70 телевизионных каналов, в том числе четыре собственного производства - "Ретро", "Охота и рыбалка", "Здоровое ТВ" и "Драйв". Причем последние распространяются не только по московской сети ADSL, но и доступны со спутника региональным вещателям, с которыми в настоящее время заключаются дистрибьюторские договора. Базовый технический центр СММ находится на АТС 481. В проекте по созданию системы концентрации и дистрибуции контента компания Alcatel выступала в качестве системного интегратора. Французы поставили СММ головную станцию компании Tandberg, систему условного доступа фирмы NDS и собственное промежуточное ПО Alcatel 5950 Open Media Platform (OMP). Затем интегрировали все эти компоненты в единое решение.

Генеральный директор Alcatel в России и Белоруссии Александр Микоян считает, что созданная в СММ система в перспективе окажется гораздо более успешной по сравнению с традиционными (односторонними) способами распределения телевизионного контента. В первую очередь благодаря возможности внедрения интерактивности. Кроме того, "СтримТВ" уже сейчас предоставляет возможность импульсной покупки видеопродукта в "Виртуальном кинозале" буквально одним нажатием кнопки пульта дистанционного управления. Правда, для успеха этого заведения нужно, чтобы в нем были представлены достаточно свежие хиты мировой и отечественной киноиндустрии. Таковые сегодня в "Виртуальном кинозале" отсутствуют. Александр Микоян надеется, что проблема показа новых фильмов решаема, поскольку кинопроизводители сокращают сроки выпуска массовых копий после премьерного проката.

"Телеком-Форум" не раз указывал на то, что проекты ТВ поверх ADSL малоперспективны, особенно в странах, где традиционное телевидение почти бесплатно удовлетворяет многие запросы основной части телевизионной аудитории (см., например, "Система Мультимедиа" - еще один мыльный пузырь?). Собственно говоря, и внутри АФК "Система", контролирующей СММ, "МТУ-Интел" и МГТС, есть люди, представляющие все трудности, стоящие на пути платного телевидения в России. Например, вот что говорил коммерческий директор "МТУ-Интел" Николай Захаров в самом конце прошлого года: "Видеоуслуги в стране с развитым общественным телевидением и процветающим пиратством достаточно сложно сделать массовыми… Услуга платного телевидения [в России] - это услуга с непонятной маркетинговой перспективой, поэтому о массовом спросе говорить сложно".

Тогда же Николай Захаров добавил: "Интернет и ТВ - это разные ниши, следовательно, разные целевые аудитории, разная стратегия продвижения". Похоже, акционеры АФК "Система" не услышали одного из своих менеджеров. В июле нынешнего года стало известно, что они решили слить "МТУ-Интел" и СММ в единую компанию. На формирование новой структуры отводится полгода, а совместная операционная деятельность "МТУ-Интел" и СММ должна начаться в самое ближайшее время. Впрочем, они с самого начала тесно сотрудничали в рамках проекта "СтримТВ". В частности, сервисная и техническая поддержка первых подписчиков "СтримТВ" осуществляется сотрудниками телефонного центра "МТУ-Интел". Будем надеяться, что попытка акционеров АФК "Система" будет более успешной, чем та, которую в течение пары лет осуществляли их американские коллеги, пытавшиеся объединить бизнес интернет-провайдера AOL и медиа-компании Time Warner. Но вернемся к семинару Alcatel. Тогда в перерыве между заседаниями Виталий Шуб согласился ответить на несколько вопросов "Телеком-Форума", касающихся бизнес-прогнозов и стратегии СММ. Надеюсь, что полученная информация в основном сохранит свою актуальность и в свете грядущего объединения с "МТУ-Интел".

Е. Евдокименко: Каков основной источник доходов СММ согласно бизнес-модели? Это распространение контента через ADSL-сеть МГТС или что-то другое?

Виталий Шуб

Любой абонент "Стрима" может подать заявку на подключение к "СтримТВ", и если его абонентская линия обеспечит необходимую скорость передачи, то он сможет получать и наш сервис"

В. Шуб: Бизнес-модель подразумевает полный цикл от генерации контента до его доставки конечному потребителю. Мы уже начали предоставлять собственную продукцию как московским квартирным абонентам, так и нашим региональным дистрибьюторам. Адресуемая клиентская база в Москве - это почти все домовладения, потому что проникновение телефонной связи в столице составляет 100%. Теоретически все абоненты МГТС могут стать подписчиками "Стрима" и "СтримТВ". Если говорить о регионах, то пока у нас нет там собственных сетей, можно говорить лишь о региональной дистрибьюции. И продавцами нашего контента могут стать любые операторы, находящиеся в зоне покрытия спутника. Это вся Россия и СНГ. Для этого они должны заключить с нами дистрибьюторские соглашения и соблюдать твердые правила по защите контента от несанкционированного доступа и копирования.

Е. Евдокименко: Вы рассказали о теоретических возможностях. А есть ли у Вас какой-то временной план по подключению абонентов?

В. Шуб: Конечно, есть. И хотя внутренние параметры бизнес-плана в публичных интервью обычно не раскрываются, я могу сказать, что в течение года какая-то или большая часть из сотен тысяч абонентов "Стрима" может стать подписчиками на "СтримТВ".

Е. Евдокименко: Со "Стримом" все более-менее ясно. "МТУ-Интел" собирается к концу года довести число абонентов ADSL-доступа до 300 тыс. А вот сколько из них, по Вашему мнению, станут подписчиками на "СтримТВ"?

В. Шуб: На начальном этапе проекта мы ориентируемся на 10% - 30%.

Е. Евдокименко: Т.е. к концу года Вы рассчитываете не менее чем на 30 тыс. абонентов "СтримТВ"?

В. Шуб: Где-то так.

Е. Евдокименко: По моей оценке, существенным тормозом наращивания абонентской базы "СтримТВ" является трансляция в формате MPEG2. Как мне сообщили на выставке "Связь-Экспокомм 2005" сотрудники СММ, представлявшие эту услугу, для качественного приема вашего контента необходима скорость в канале 4,7 Мбит/с. Я полагаю, что далеко не у 100% абонентов "Стрима" ADSL-каналы способны на такую скорость передачи данных. Когда вы собираетесь перейти на формат MPEG4, что позволит понизить скоростные требования до 2 - 2,5 Мбит/с?

В. Шуб: Для приема видео в формате MPEG2 требуется 4 Мбит/с. Услышанная Вами на выставке цифра объяснятся тем, что еще какая-то пропускная способность (мы полагаем до 1 Мбит/с), нужна для обычного доступа в интернет. Ведь пользователь может одновременно смотреть фильм и скачивать какую-то информацию из Сети. Да, переход на MPEG4 позволит значительно снизить требования к пропускной способности ADSL-канала. На скорости 2 - 2,5 Мбит/с можно обеспечить качество уровня DVD. Однако эта технология очень молода, а сам стандарт принят совсем недавно. Рынок сейчас не предлагает оборудования, которое по своим ценовым характеристикам соответствовало бы условиям российского массового рынка. А поскольку мы работаем именно на нем, то принято решение подождать, пока цены на оборудование MPEG4, в первую очередь абонентское, снизятся до приемлемого уровня. На это, а также на внедрение оборудования MPEG4 в нашей сети может потребоваться от одного до полутора лет.

Е. Евдокименко: Чем вы можете объяснить, на мой взгляд, преувеличенную веру в возможности московских телефонных линий? Как известно, западноевропейские операторы только в этом году начали переходить на массовое предоставление ADSL-каналов с гарантированной скоростью более 3 Мбит/с. В частности, выступавший сегодня после Вас представитель австрийского оператора говорил, что они только начинают предлагать ADSL-каналы с пропускной способностью 4 Мбит/с. В США до сих пор максимальная гарантируемая скорость составляет 3 Мбит/с.

В. Шуб: Более высокий порог установлен специально. Мы предпочли предоставлять более высокое качество. Скорость передачи данных полностью определяет качество отображения быстро перемещающихся объектов и динамичных сцен. В первую очередь это касается спортивных трансляций. Зритель должен видеть быстролетящие мячи, шайбы, теннисные шарики… Если мы покупаем дорогой контент и хотим, чтобы его покупали у нас, мы должны гарантировать 100-процентное качество картинки на телеэкране. В MPEG2 существует золотая середина между идеальным качеством на скорости 6 и более Мбит/с и посредственным - 2 Мбит/с. Мы выбрали золотую середину - 4 Мбит/с, что позволяет нам с одной стороны эффективно использовать ту телефонную инфраструктуру, которая у нас есть, а с другой стороны гарантировать высокое качество любых трансляций, в том числе спортивных.

Е. Евдокименко: Вы говорили, что рассчитываете на всю аудиторию "Стрима". А я не уверен, что все абоненты "Стрима" смогут получать данные на скорости 4 Мбит/с.

В. Шуб: Это право оператора выбирать ту скорость, которая кажется ему оптимальной. Мы сочли, что скорость 4 Мбит/с является оптимальной для обеспечения высокого качества изображения. Я не говорил, что мы рассчитываем на 100% абонентов "Стрима". Я говорил о том, что любой абонент "Стрима" может подать заявку на подключение к "СтримТВ", и если его абонентская линия обеспечит необходимую скорость передачи, то он сможет получать и наш сервис.

Е. Евдокименко: До сих пор рынок платного телевидения развивался в нашей стране без особых успехов. В своем докладе Вы привели цифру для московского региона 225 тыс. клиентов. На уже упоминавшейся выставке "Связь-Экспокомм 2005" глава СММ Владимир Румянцев сказал, что для выхода на прибыльность надо набрать 200 тыс. клиентов. Для этого Вам требуется увеличить рынок фактически в два раза. Откуда у Вас такая уверенность, что Вы сможете вздыбить рынок платного телевидения? Или Вы собираетесь долгое время работать с убытком?

В. Шуб: Это абсолютно реалистично. Дело в том, что рынок платного телевидения детерминирован инфраструктурой широкополосного доступа. В Москве до появления проекта ADSL ее фактически не было. Абоненты "НТВ+" и "Космос ТВ" не только должны иметь возможность оплачивать сервис, но и "видеть" спутник или Останкинскую башню со своего балкона либо с крыши. "НТВ+" и "Космос ТВ" используют технологии прямой видимости. Зона покрытия "Комкор-ТВ", третьего поставщика услуг платного телевидения, до сих пор незначительна. Все перечисленные проекты ограничены по критерию технической достижимости. Поскольку в Москве 100-процентное проникновение телефонии, то потенциальная (адресуемая) абонентская база "СтримТВ" - это все телефонные абоненты столицы. Конечно, не все они смогут платить за наш сервис, некоторые просто в нем не заинтересованы, часть не сможет подписаться по техническим причинам, но цифра в 200 тыс. абонентов кажется мне абсолютно реалистичной, и наши исследования подтверждают этот прогноз.

Е. Евдокименко: Извините, пожалуйста, но придется задать Вам невежливый вопрос. В ходе нашей беседы Вы уже несколько раз сказали, что адресуемая база "СтримТВ" - это все телефонные абоненты столицы. А Вы в курсе, что в мире есть всего три страны - Южная Корея, Тайвань и Гонконг (кстати, последний и не страна совсем), где проникновение DSL в телефонных сетях превысило 20%? По-моему, в случае "СтримТВ" следует говорить об ADSL-, а не о телефонных абонентах.

В. Шуб: Я говорю о технической возможности. Технически, я утверждаю, почти каждая телефонная линия в Москве может быть уплотнена с помощью ADSL. И большая часть из этих ADSL-линий будет пригодна да предоставления видеосервисов. Сколько людей реально захотят и подпишутся на наши услуги, будет зависеть от маркетинговой и тарифной политики СММ.

Е. Евдокименко: А как Вы отнесетесь к моему прогнозу, что Ваша потенциальная абонентская база никогда не будет составлять более 20% телефонных абонентов Москвы, т.е. в Москве никогда проникновение ADSL не превысит 20% телефонных линий МГТС?

В. Шуб: В Москве сейчас 3,6 млн. квартирных абонентов телефонной связи. Цифра в 20% ADSL-проникновения технически и коммерчески вполне достижима. Я полагаю, что в обозримом будущем она, конечно, будет достигнута. Сегодняшние темпы подключения позволяют это прогнозировать. А что касается востребованности именно телевизионных услуг, то здесь, как я уже говорил, все будет определяться маркетинговой и коммерческой политикой СММ. Я полагаю, что если рынку понравится предлагаемый нами контент, и цена на него будет установлена с точки зрения рынка справедливая, то лимитов у нашего проекта нет никаких. Он по определению не элитный и нацелен на массового потребителя.

Е. Евдокименко: Спасибо.