Возврат
ТелекомПерсона

      ноябрь 2005 г.


IP- коммуникации - совершенно реальный сектор рынка


Послезавтра в подмосковном Виноградове начинает свою работу 10-ая юбилейная Конференция по IP-телефонии и IP-коммуникациям, ежегодно организуемая компанией CompTek, в последние годы - в сотрудничестве с фирмой CTI. Как сказал в предлагаемом читателям "Телеком-Форума" интервью глава CTI Игорь Масленников, главная тема всех прошедших и нынешней конференции одна и та же: что такое IP-коммуникации, в каком направлении они развиваются, что надо делать сейчас и к чему готовиться завтра, в чем смысл того, что произошло за последний год. Он также добавил, что главная идея конференции заключается в том, что она является местом, где профессиональное сообщество осознает себя и свое место на современном этапе развития коммуникаций. Конференция никогда не стояла на месте и развивалась вместе с отраслью. В названии самой первой из них даже не было слова "IP-телефония", теперь она все больше сдвигается к анализу состояния и развития зарождающейся отрасли IP-коммуникаций. Директор ИАЦ "Телеком-Форум" Евгений Евдокименко накануне 10-ой конференции побеседовал с Игорем Масленниковым, чтобы выяснить, насколько оправдан этот сдвиг, который является частью более глобального процесса - Сдвига Телекоммуникационной Парадигмы.

Е. Евдокименко: Как я понимаю, 10-ая конференция по сути уже не является форумом по IP-телефонии. Похоже, что она уже превратилась в конференцию по IP-коммуникациям. В связи с этим возникает вопрос: что IP-телефония победила в России полностью и окончательно? Никаких проблем с этим сервисом у нас нет и поэтому конференция по IP-телефонии для России не актуальна?

Игорь Масленников

По моему мнению, наша конференция является местом рождения профессионального сообщества российских IP-коммуникаций

И. Масленников: 10-я конференция, как и в прошлом году, называется Конференцией по IP-телефонии и IP-коммуникациям, но в действительности контекст, в котором конференция живет, значительно шире, чем просто IP-телефония. И происходит это оттого, что появление и развитие IP-телефонии послужило своего рода спусковым крючком для начала процесса перехода мировых телекоммуникаций на IP-платформу и слияния (конвергенции) ИТ и телекоммуникаций. Оказалось, что превращение в массовый сервис услуги по передаче голоса с помощью IP-технологий и интернет затронуло самые основы телекоммуникационной индустрии - сложившиеся структуры тарифов, бизнес-отношений, технологических цепочек, чего угодно. И чем дальше - тем больше. Эти фундаментальные изменения в этом году у нас стали называть "сдвиг парадигмы". И это не пустые слова. Традиционные связисты чувствую сейчас себя очень неудобно - как на вершине вулкана. Все вокруг рушится, и что делать - не понятно.

Надо четко себе представлять, что сейчас IP-телефония - это намного больше, чем дешевые междугородные и международные звонки. IP-телефония - это и системы абонентского обслуживания, и IVR-платформы, с помощью которых раньше предоставлялись услуги, называемые интеллектуальными (ИСС). IP-телефония - это и системы видеоконференцсвязи, как это не смешно. В том то и проблема, что сейчас уже просто невозможно говорить об IP-телефонии как о передаче голоса по протоколу IP, поскольку она не является телефонией в старом привычном смысле. Сдвиг парадигмы как раз и означает то, что известные вроде бы слова наполняются другим содержанием. Этого многие люди до сих пор не понимают. Они считают, что IP-телефония - это всего лишь вопрос транспорта: раньше был TDM, а теперь будет IP. И больше ничего не изменится. Это глубокое заблуждение. Изменится все. Поэтому нельзя выделять IP-телефонию из IP-коммуникаций. Самое главное для всех конференций - что у людей в головах остается после этих мероприятий? Очень важно, говоря об IP-телефонии, подчеркивать контекст, который сейчас существует. IP-телефония - это не вещь в себе, и она не самодостаточна. Это кусочек гораздо большего целого.

Е. Евдокименко: Тогда об этом целом. Насколько для России актуальны вопросы IP-коммуникаций? Неужели у нас создана какая-то база для них?

И. Масленников: IP-коммуникации - это, конечно, термин переходный. Когда все коммуникации будут базироваться на IP, то бессмысленно будет говорить об IP-коммуникациях. Есть, наверное, более точный термин - инфо-коммуникации. Он отчетливо отражает смысл происходящего - взаимопроникновение, слияние ИТ-технологий и IP. И речь идет о том, какую позицию к этому процессу занимает Россия - активную или пассивную? Люди в России могут думать: ну, раз у нас никаких условий для развития IP-коммуникаций нет, то и заниматься этим незачем. Пусть там американцы, китайцы или японцы чего-то изобретают, а мы потом, когда условия созреют, все нужное у них позаимствуем. Но есть второй вариант. Мы тоже хотим в этом поучаствовать. Не пристало нам быть для остального мира поставщиком нефти, металлов, древесины и прочего сырья. В принципе мы же способны что-то придумывать в области IP-коммуникаций. Кроме того, нельзя сказать, что в России нет абсолютно никаких условий для внедрения IP-коммуникаций. У нас в стране есть предприятия и организации, живущие за счет собственных рук и мозгов, и поэтому заинтересованные в повышении эффективности своей деятельности. Причем как внутренней (внутри себя), так и в общении с внешним миром. А общение - это и есть коммуникации. И если IP-коммуникации более эффективны, значит, эти предприятия будут внедрять их у себя. Поэтому в России уже сегодня IP- коммуникации - совершенно реальный сектор рынка. И интерес операторов к этой теме совершенно не случаен.

Е. Евдокименко: И какова же доля этого сектора в российской отрасли ИКТ, объем которой в прошлом году, по данным Мининформсвязи, составил 755,6 млрд. руб.?

И. Масленников: Честно говоря, я не помню, чтобы были какие-то исследования на эту тему, но вот вы на "Телеком-Форуме" регулярно публикуете данные о доле доходов МРК от новых услуг. Насколько я помню, сейчас речь идет о 5% - 8%. А ведь почти все новые услуги построены на IP-технологиях. Поэтому вполне можно сказать, что доля IP-коммуникаций, например, в обороте "Связьинвеста" уже превышает 5%. А судя по масштабам нашей конференции (согласитесь, порядка 500 участников, которых никто не заставляет ехать на эту конференцию, - это вполне приличный масштаб), люди видят будущее за IP-коммуникациями. И эти сегодняшние 5% - 8% завтра станут 10%, послезавтра - 20% и т.д. Популярность конференции свидетельствует также о том, что люди в России живут будущим, а не прошлым.

Е. Евдокименко: Мне почему-то кажется, что участников из среды операторов на конференции будет интересовать главным образом один единственный вопрос: возможности и средства предоставления услуг IPTV. Я не прав?

И. Масленников: Это, конечно, интересная тема, но совсем не единственная и даже не главная. Все операторы, которые сейчас внедряют эту услугу, четко представляют себе, что в ближайшие годы доля их доходов от IPTV будет измеряться считанными процентами. Но они также понимают, что за этим будущее, и поэтому они это делают. Но я никак не могу сказать, что IPTV - это какой-то супер-мегахит 10-ой конференции. Многие операторы уже понимают, что рано или поздно им надо будет меняться (я имею в виду тех операторов, чей основной бизнес не связан с IP-коммуникациями). И они приезжают на конференцию, чтобы понять, как им это делать, в какой последовательности и каким образом. И каждый поток конференции отвечает на те или иные вопросы, которые сегодня ставят перед собой операторы, да и поставщики оборудования, ПО и услуг. Например, если 1-ый поток в основном про железо и софт, то 2-ой поток про деньги и людей. 3-ий поток посвящен видео, но это не только IPTV. Это и видеотелефония, и видеоконференцсвязь, т.е. все аспекты передачи видео по протоколу IP. Наконец, 4-ый поток посвящен IP-коммуникациям на предприятии.

Этот поток, по-моему, один из самых интересных. Ведь не секрет, что корпоративные пользователи представляют для операторов главную ценность. И в традиционной схеме предоставления услуг для закрепления за собой корпоративного клиента достаточно было провести к нему канал связи. Смена поставщика услуг вызывает достаточно большие сложности - требуется другой канал связи и часто новая УАТС, поскольку ее, как правило, предоставляет поставщик услуг. Кроме того, в условиях отсутствия конвергенции мобильной и фиксированной связи (FMC) корпоративные пользователи этих видов связи находятся в двух не связанных между собой плоскостях. Наконец, сейчас клиент выступает в разных ипостасях: как пользователь телефонии и передачи данных (в простейшем случае доступа в интернет). С внедрением IP-коммуникаций, IMS и FMC характер отношений оператора и корпоративного клиента меняется. Так, уже есть операторы, которые все услуги фиксированной связи предоставляют по IP. И у них появляется искушение предложить клиенту различные дополнительные услуги на базе интеграции голосовой связи и передачи данных. Вот "Комстар", например, говорит своим клиентам - давайте я вам сделаю интеграцию своей телефонии с вашей CRM-системой. На мой взгляд, это знаковая вещь, и совершенно правильное направление развития "Комстара" как оператора.

А с другой стороны уход телефонии в IP чреват для оператора очень неприятной вещью. Клиент теряет прямую связь с поставщиком канала связи. И все дополнительные услуги, включая саму телефонию, он может получить от поставщика услуг, к которому у него нет физического канала связи - услуга отделяется от канала. В традиционной телефонии, в TDM'е такое невозможно, и к этому все привыкли. А в IP услуга и канал - никак не связанные вещи. Т.е. сейчас у оператора возникает не только возможность, но и необходимость трансформироваться из поставщика инфраструктуры в поставщика сервисов. Если сегодня у операторов основной "товар" - минуты и каналы Е1, то завтра им нужно будет думать о продаже именно услуг. С переходом на IP и распространением фиксированных тарифов на трафик канальный бизнес становится конечным, а объем рынка услуг теоретически безграничен.

Е. Евдокименко: Мультисервисная сеть, NGN, IMS - это этапы сдвига телекоммуникационной парадигмы? Или IMS - это окончательная (на сегодня) концепция построения мультисервисной сети и NGN?

И. Масленников: С моей точки зрения, NGN - это в основном маркетинговый слоган, который возник в конце прошлого века в связи с тем, что операторы в массе своей стали осознавать, что дальше жить на базе TDM и в схемах и моделях традиционной телефонии не получится. Что должно появиться что-то другое. Вот этому другому и дали кличку NGN. Это не про что. NGN означает лишь, что в будущем сети должны быть какими-то другими. Причем в разных странах и в разное время за последние 15 лет термин NGN наполнялся самым разным содержанием. В какой-то момент под NGN понимали ATM-сети. В какой-то момент под NGN стала пониматься картинка, в которой присутствуют Softswitch и медиашлюзы. И в этом смысле IMS имеет отношение к NGN. IMS - это конкретное наполнение термина NGN, но в отличие от него - это не маркетинговый слоган, а архитектура, которая имеет конкретное воплощение в виде логики, функциональных элементов, связей между ними и принципов построения. В общем это то, что можно делать практически, это конкретная вещь. И в этом смысле IMS - это практическое воплощение концепции NGN.

Е. Евдокименко: Остался последний вопрос. Какова будет главная тема 11-ой конференции?

И. Масленников: Главная тема 11-ой конференции будет той же самой, что и все предыдущие годы: что такое IP-коммуникации, в каком направлении они развиваются, что надо делать сейчас и к чему готовиться завтра, в чем смысл того, что произошло за год. Главная идея конференции заключается в том, что она является местом, где профессиональное сообщество осознает себя и свое место на современном этапе развития коммуникаций. Может это прозвучит напыщенно, но, по моему мнению, наша конференция является местом рождения профессионального сообщества российских IP-коммуникаций.

Е. Евдокименко: Откровенно говоря, я ожидал другого ответа. Я был уверен, что услышу "IMS". Поэтому вынужден задать еще один вопрос: почему не IMS будет главной темой следующей конференции?

И. Масленников: Я думаю, что IMS займет важное место на следующей конференции. На 10-ой конференции у нас впервые появится секция, где будут обсуждаться вопросы, связанные с мобильной связью. И это не случайно. Наверное, на 11-ой конференции эта секция разовьется в нечто большее. В следующем году или чуть позже начнется реальная конвергенция сетей фиксированной и мобильной связи. Поэтому мы не сможем оставить проблемы FMC и IMS без внимания.

Дата публикации 21 ноября 2005 г.




<Ш include( $_SERVER['DOCUMENT_ROOT']."/niz.php"); Ш>