Возврат
ТелекомПерсона

      октябрь 2002 г.


Новый поворот ORiNOCO


Евгений Евдокименко

Как известно читателям "Телеком-Форума", в начале августа компания Proxim, один из крупнейших производителей беспроводного оборудования передачи данных, стала владельцем продуктовой линейки ORiNOCO, последние два года выпускавшейся фирмой Agere Systems. За исключением радиокарточек к Proxim перешло все семейство ORiNOCO, включая радиомаршрутизаторы Outdoor Router, предназначенные для построения территориально-распределенных беспроводных сетей передачи данных (БСПД).

Андрей Чесноков

В скором времени можно ожидать более активных маркетинговых шагов компании Proxim в России

Новый поворот в судьбе ORiNOCO, окончательно развел это семейство оборудования с его разработчиком - корпорацией Lucent Technologies. Формально Lucent распрощалась с ORiNOCO весной 2001 г., когда производившее это оборудование микроэлектронное подразделение корпорации было выделено в самостоятельную компанию Agere Systems. Однако окончательный отказ от продвижения ORiNOCO со стороны Lucent произошел лишь в конце лета того же года. Он нигде не афишировался, и вплоть до мая нынешнего года многие покупатели устройств семейства ORiNOCO даже не догадывались, что Lucent уже давно не имеет к нему никакого отношения.

Поскольку компания Agere не работает на российском рынке, в нашей стране фактическим правопреемником Lucent в области оборудования для беспроводных ЛВС (WLAN) стандарта WiFi (IEEE 802.11b) и БСПД стал другой отпрыск Lucent - корпорация Avaya, для которой Agere Systems производила оборудование ORiNOCO под маркой Avaya Wireless. По известной только маркетологам Avaya причине, эта компания не стала играть на выигрышном факторе наследства и всячески затушевывала родство ORiNOCO и Avaya Wireless. Более того, российское представительство Avaya не проявляло заметной активности по продвижению своего беспроводного оборудования. Фактически маркетингом Avaya Wireless в России занималась лишь один партнер американской компании - "Классика". В результате бывшее оборудование Lucent во многом потеряло свои позиции на российском рынке, и, по оценке издателя "Телеком-Форума" ИАЦ "Телекоммуникации", уступает по объемам продаж продукции таких компаний, как Cisco, Alvarion и CompTek. В какой-то степени Avaya продолжает конкурировать с названными фирмами лишь в секторе абонентских устройств. Радиокарточки Avaya Wireless (фактически ORiNOCO) по-прежнему превосходят конкурирующие продукты по показателям совместимости и соотношению цена/качество.

Покупка семейства ORiNOCO компанией Proxim, как и предсказывал "Телеком-Форум", не вызвала революции на российском рынке беспроводного оборудования. Самостоятельно эта фирма до сих пор не играет на российском рынке и имеет всего одного официального дистрибутора - "Дэйтлайн". Однако со временем ситуация может измениться. Крупные игроки российского рынка оборудования для БСПД готовы сотрудничать с Proxim, если та предложит в сравнении с Avaya более вразумительную политику продвижения своего нового оборудования. Потенциально у Proxim хорошие перспективы в России, так как несколько раньше ORiNOCO она приобрела фирму Western Multiplex, высокоскоростная (до 100 Мбит/с) беспроводная система Tsunami которой пользуется большой популярностью, по крайней мере, у российских поставщиков подобных систем. Конечно, у Proxim в России мало шансов против почти совершенной маркетинговой машины Cisco, но с Avaya, Alvarion и CompTek она вполне может побороться, было бы желание.

Особенно велики шансы Proxim в области оборудования 802.11a (диапазон 5 ГГц, номинальная скорость передачи данных - до 54 Мбит/с), ведь сегодня эта компания является мировым лидером по поставкам такого оборудования. Кроме того, это пока единственная компания, которая получила разрешение ETSI на продажу в Европе устройств стандарта 802.11a. По данным исследовательской фирмы In-Stat/MDR, в первом полугодии текущего года компания Proxim захватила 58% мирового рынка радиокарточек стандарта 802.11a. На долю точек доступа Proxim пришлось 32% рынка, причем доля ближайшего конкурента составляет 21%.

Итак, в жизни ORiNOCO и компании Proxim произошел новый поворот. Что там за ним, и самое главное, как это событие отразится на российском рынке оборудования беспроводной передачи данных? Мне кажется, что на эти и другие вопросы, касающиеся Proxim, квалифицировано может ответить лишь один человек в России - Андрей Чесноков, генеральный директор компании "Дэйтлайн", давнишнего и единственного официального партнера этого американского производителя. К нему я и обратился от имени "Телеком-Форума".

"Телеком-Форум": Андрей Николаевич, как Вы оцениваете перспективы бренда и продукции Proxim в России в связи с покупкой продуктовых линеек ORiNOCO и Tsunami?

Андрей Чесноков: Полагаю, что расширение линейки продуктов, в том числе и за счет ORiNOCO, Tsunami и Lynx, должно положительным образом сказаться на позициях Proxim в России. В первую очередь я ожидаю, что возрастет доля продукции этой компании в российских БСПД. Сейчас только два оператора - калининградский "Экстел" и казанский "Лайнет" - используют систему RangeLAN2 данного производителя (устройства RangeLAN2 применяются также рядом компаний для организации радиоканалов "точка-точка").

Что касается отечественного сегмента беспроводных ЛВС, то насколько мне известно, ORiNOCO занимает здесь второе место после Cisco Aironet. Постараемся, чтобы доля ORiNOCO в этом сегменте как минимум не уменьшилась. На мой взгляд, в беспроводных ЛВС, количество которых должно значительно увеличиться в ближайшие год-два, у этого оборудования самые оптимистические перспективы. В то же время для БСПД мы рекомендуем в первую очередь специализированные системы фиксированного широкополосного доступа PacketWave компании Aperto Networks, BreezeAccess и WalkAir производства Alvarion, а также Proxim Tsunami Multipoint. На наш взгляд, радиомаршрутизаторы ORiNOCO во многих случаях уступают названным системам.

Т.Ф.: Когда можно ожидать начала продаж вашей компанией сертифицированной продукции Proxim ORiNOCO? Каковы ее перспективы в России по сравнению с оборудованием Avaya Wireless?

А.Ч.: Оборудование ORiNOCO сертифицировано в России его разработчиком компанией Lucent еще в 2000 г. К сожалению, отечественные нормативные документы требуют со сменой производителя получать сертификат заново. Мы пытаемся сделать это по упрощенной схеме и с минимальными издержками.

В обозримом будущем я не ожидаю конкуренции со стороны оборудования Avaya Wireless. По имеющейся у меня на сегодняшний день информации, Avaya не собирается продавать обородувание, производство которого перешло от Agere к Proxim. Если Avaya начнет под торговой маркой Avaya Wireless поставлять беспроводные системы какого-то другого производителя (трудно представить, что это будут устройства Cisco), то понадобится довольно много времени на его раскрутку в России. Сегодня в области радиоаппаратуры стандарта Wi-Fi в России есть только два раскрученных бренда - Cisco Aironet и ORiNOCO. Всем остальным очень трудно конкурировать с ними.

Т.Ф.: Что Вы могли бы сообщить о ситуации в России с оборудованием стандарта 802.11a?

А.Ч.: Развитие экономики диктует необходимость перехода к системам с большей полосой пропускания, широким набором сервисов, более безопасным в плане защиты информации и менее уязвимым к помехам. Поэтому в будущем повсеместное распространение оборудования 802.11а неизбежно. Сейчас мы сертифицируем систему Proxim Harmony этого стандарта. Ожидаем получение сертификата в самое ближайшее время. Мы уже имеем заявки на это оборудование, и первые инсталляции должны состояться еще в текущем году.

В начале сентября стало известно, что компания Cisco также начала производство радиоадаптеров 802.11а, а поддерживающие их точки доступа серии 1200 выпускаются уже полгода. Мы ожидаем, что сетевой гигант не заставит себя долго ждать с сертификацией этого оборудования в России.

Точки доступа Proxim ORiNOCO AP-2000 и Cisco Aironet 1200 имеют два слота, в каждый из которых можно установить карточку разного стандарта. Так что переход на 802.11а можно будет осуществлять постепенно и сохраняя инвестиции, сделанные в оборудование Wi-Fi. Кроме того, контроллер системы Harmony компании Proxim может управлять точками доступа обоих стандартов. Таким образом также достигается поддержка двух протоколов в одной сети и постепенность перехода на новые скорости.

По нашему мнению, проникновение устройств 802.11а в российские БСПД будет не таким всеобъемлющим, как в беспроводные ЛВС. Значительно более высокие скорости передачи данных и рабочий диапазон затруднит внедрение этих устройств в сети, где требуется передавать данные на удалении свыше 1 км. Кроме того, у всякого оборудования RadioEthernet (Wi-Fi или 802.11а), как известно, есть проблемы с качеством обслуживания (QoS), а оно в ряде приложений, например, для IP-телефонии, является критическим требованием. Повторюсь, для применения в БСПД мы рекомендуем специализированные системы, которые я перечислил выше. Правда, на одну из этих систем - Proxim Tsunami Multipoint - мы пока не имеем российского сертификата соответствия. Однако Proxim собирается ее сертифицировать до конца текущего года.

Т.Ф.: Ожидаете ли Вы появления в ближайший год других официальных дистрибуторов продукции Proxim в России? Если да, то сколько их будет в октябре 2003 г.?

А.Ч.: На протяжении нескольких лет НПЦ "Дэйтлайн" является единственным официальным дистрибутором Proxim в России. Сейчас, когда Proxim приобрела продуктовые линейки ORiNOCO и Tsunami, наверное, и другие поставщики беспроводных решений захотят формализовать свои отношения с Proxim. Я отнесусь к этому философски. Не думаю, что через год таких компаний будет больше трех.

Т.Ф.: И последний вопрос. Компания "Дэйтлайн" сотрудничает со многими поставщиками беспроводного оборудования, в том числе с такими известными, как Cisco и Alvarion. Раньше семейство ORiNOCO хоть и под другим именем продвигала мощная компания Avaya. Фирма Proxim, согласитесь, меньше известна на нашем рынке. Не получится ли так, что теперь ORiNOCO окончательно затеряется в тени продукции Cisco, Alvarion и Comptek?

А.Ч.: Да, "Дэйтлайн" - мультивендорная компания. У нас нет эксклюзивных договоров с кем-либо из наших поставщиков. Поэтому мы всегда имеем возможность подобрать оборудование, способное наилучшим способом решить задачу клиента. Сравнительно небольшие фирмы Proxim или Aperto Networks не обладают возможностями Cisco, Lucent или Avaya по продвижению своей продукции по всему миру. В то же время в решении каких-то определенных задач оборудование Proxim и Aperto Networks явно превосходит аппаратуру своих именитых конкурентов. Именно поэтому мы взяли на себя заботу о сертификации систем Harmony стандарта 802.11a и PacketWave.

В этом кратком интервью трудно рассказать о всех преимуществах данных продуктов. Скажу только, что например, система PacketWave компании Aperto является на сегодняшний день чуть ли не единственным коммерческим продуктом фиксированного широкополосного доступа нового поколения, позволяющим в некоторых случаях организовать радиоканал и при отсутствии прямой видимости. Используемая в этой системе фирменная технология OptimaLink динамически "настраивает" параметры сигнала в радиолинии в зависимости от того, существляется ли связь по прямому лучу (в условиях прямой видимости между антеннами передатчика и приемника) или отраженному. Другими словами, если на пути между базовой и абонентской станциями PacketWave находится какое-либо препятствие, то связь между ними может поддерживаться по обходному пути, возникшему, например, в результате отражения сигнала от ближайшей водонапорной башни. В этом случае технология OptimaLink способна оптимизировать сигнал по 10 различным параметрам (вид модуляции, длина пакета и т.д.), и связь с абонентом будет поддерживаться, пускай и на более низкой скорости и, возможно, с более высокими задержками пакетов. Как известно, системы предыдущего поколения способны работать только в условиях прямой видимости.

И еще одно замечание. Система PacketWave имеет несколько рабочих диапазонов частот, в их числе и очень интересные для России 5,25-5,35 и 5,725-5,825 ГГц.

Вместе с тем мы не считаем, что оборудование Aperto или той же Proxim способно ответить на абсолютно все запросы заказчиков. В каких-то случаях эффективнее применять продукцию Cisco, в каких-то - Alvarion. Стоит отметить, что последняя компания тоже уступает по мощи гигантам типа Cisco или Ericsson (радиорелейные станции последней мы также используем в своих решениях). Тем не менее израильская компания чутко и быстро реагирует на все импульсы, поступающие от российских пользователей. По моему, этот вендор, как никто-другой, понимает реалии российского рынка, поэтому нередко задачи наших клиентов наиболее эффективно решаются с помощью устройств именно этого производителя. Могу сказать, что в структуре продаж нашей фирмы доля оборудования Alvarion самая крупная.

Короче говоря, компания Proxim получила реальные шансы для значительного расширения своего присутствия в России, но на нашем рынке присутствует достаточное количество и других интересных производителей, которые отнюдь не собираются сдавать уже завоеванные позиции.

На днях мне сообщили из Proxim, что планируется открыть представительство в России, возможно, это будет сделано еще в текущем году. Думаю, в скором времени можно ожидать более активных маркетинговых шагов этой компании в России.

Т.Ф.: Спасибо.